Выбор резины - как не проколоться?
Неотвратимо приближается время, когда зима начнет с каждым днем
сдавать свои позиции, и автомобилистам придется задуматься о
«переобувке». В свете нынешнего кризиса есть подозрения, что нынешним
летом мы увидим на улицах особенно много машин на «шипах» или просто на
«лысой» зимней резине, но данный материал адресован не таким
экстремалам, а тем, кто желает ездить безопасно и с удовольствием. Не
исключено, что для кого-то все изложенное – прописные истины, но шины –
такая тема, где повторение не повредит.
Во-первых, все же напомним, почему летом нельзя ездить на зимних
покрышках. На первый взгляд, это не так опасно, как передвигаться по
снегу и льду на летних шинах , на самом же деле это явления одного
порядка. Ведь у зимних шин все другое – рисунок протектора, состав
резиновой смеси, не говоря уж о наличии у многих моделей шипов, которые,
как правило, создают при движении по асфальту солидный шумовой фон.
Впрочем, от последнего недостатка можно быстро избавиться: при
мало-мальски активной езде в теплую погоду все шипы выпадут из
«плывущей» мягкой резины зимнего состава за считаные недели.
Изнашиваются такие покрышки тоже очень быстро, буквально на глазах, так
что реально сэкономить едва ли получится: к следующему зимнему сезону
все равно придется покупать новую резину. Кроме того, и удовольствие от
вождения машины, «обутой» не по сезону, как говорится, ниже среднего:
большие уводы шин делают управляемость «ватной», увеличиваются и
тормозной путь, и сопротивление качению (отсюда – повышенный расход
топлива), а на мокрой дороге куда больше вероятность «всплыть» со всеми
вытекающими последствиями.
Итак, резину менять нужно, – а на что? Хорошо тому, у кого в гараже или
на балконе припасен комплект летних покрышек, находящихся в приличном
состоянии (имеется в виду главным образом износ протектора – ездить на
«лысых» летних покрышках немногим лучше, чем на зимних), – а если нет?
Тогда вам прямая дорога в шинный центр, а там – глаза разбегаются от
многообразия марок, размеров, рисунков протектора и рекламных
«завлекалок» с умными словами «силика», «ламель», «аквапланинг»...
Какими критериями руководствоваться при выборе летней резины?
Прежде всего, само собой, – размер, или типоразмер, как «по-научному»
любят говорить специалисты. Понятно, что на 15-дюймовый диск не натянешь
14-дюймовую шину, и наоборот тоже не получится, – колесо просто
выпадет. А вот с посадочной шириной возможны варианты: рекомендуется
подбирать покрышку таким образом, чтобы ширина профиля (это обычно
первое число в обозначении) была на 20-30 процентов больше ширины диска,
но допускаются небольшие отклонения в ту или иную сторону. Причем, чем
более низкопрофильная резина вам требуется (отношение высоты профиля к
ширине, выраженное в процентах, следует в обозначении сразу за шириной),
тем более строго нужно соблюдать указанную рекомендацию и тем меньше
может быть данная разница. Например, для ширины профиля 205 мм
оптимальной является ширина диска в 6,5 дюйма (это 165 мм, поскольку в
одном дюйме 25,4 мм), однако если это покрышка «джипового» типоразмера
205/75 R15, то ее можно смело монтировать и на 5,5-дюймовый диск, а если
«легковая» 205/55 R16, то предпочтительнее будет семидюймовый.
Владельцы новых автомобилей лишены мук выбора: все параметры дисков и
шин жестко регламентированы производителем, и любая «самодеятельность» в
этом вопросе влечет за собой снятие с гарантии. Впрочем, кое-кто
ухитряется появляться в сервисе исключительно на зимней резине
«правильного» типоразмера, а «для души» ставит летние покрышки пошире и
пониже, как правило, на других дисках, большего посадочного диаметра. В
принципе, это логично, ведь и дорожные условия, и стиль вождения зимой и
летом существенно отличаются: если в первом случае от шины требуется в
первую очередь мягкость и способность «прорезать» снежную кашу, то во
втором важнее сцепление с твердым покрытием и способность воспринимать
поперечные нагрузки. Поэтому летние колеса вполне могут иметь на
дюйм-другой больший посадочный диаметр (а не радиус, как иногда говорят)
и на пару сантиметров большую ширину шин, чем зимние (если еще больше,
возможны проблемы с задеванием за элементы кузова и подвески при
повороте передних колес). Главное – чтобы одинаковым (плюс-минус
сантиметр) оставался наружный диаметр: к примеру, вместо тех же 205/55
R16 можно использовать размерности 225/45 R17 или 225/40 R18.
Допустим, с этим разобрались, – но может случиться, что в нужном
типоразмере продавец предложит добрый десяток моделей. В этом случае
обычно рекомендуют обратить внимание на индексы скорости и нагрузки, но
на самом деле едва ли в этом много смысла. Обычно по данным параметрам
покрышки имеют запас, достаточный для 99 процентов автомобилей: так,
редкая летняя резина сегодня имеет индекс скорости ниже H, что
соответствует 210 км/ч максимально допустимой скорости. Поэтому лучше
сразу оценить рисунок протектора, и тут возможны три основных варианта:
симметричный ненаправленный, симметричный направленный и асимметричный.
Именно в таком порядке располагаются шины по степени «продвинутости»:
первый тип рисунка сейчас фактически окончательно стал уделом
«бюджетных» моделей, а два последних пока конкурируют между собой.
Еще несколько лет назад безоговорочным лидером была направленная
«елочка», позволяющая разработчикам шин наиболее эффективно организовать
отвод воды из пятна контакта шины с дорогой, – это и называется
сопротивлением аквапланированию, – однако сегодня такой рисунок активно
вытесняется асимметричным, где наружная и внутренняя сторона покрышки
обладают различными свойствами. По сути, это две шины в одной: при
прямолинейном движении работают центральная и внутренняя зоны,
обеспечивая тот же водоотвод, стабильность и плавность, а в повороте в
дело включается более жесткое наружное плечо, наделяя автомобиль
спортивной управляемостью. Наиболее эффективна такая конструкция для
«гражданских», относительно высокопрофильных покрышек, но в последнее
время и модели, «заточенные» под спортивную езду, все чаще выпускаются с
асимметричным рисунком. Кстати, есть нюансы и при монтаже разных шин:
для направленных имеет значение, как колеса установлены на автомобиль,
чтобы соблюдалось нужное направление вращения, а для асимметричных важно
только, чтобы наружная сторона покрышки была действительно снаружи,
смонтированные колеса можно менять местами произвольно.
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-43156/%C0%E1%F1%EE%EB%FE%F2%ED%FB%E9%20%E0%E4%F0%E5%F1%20%F1%F2%F0%E0%ED%E8%F6%FB |
Категория: Мои статьи | Добавил: sergbank (15.05.2011)
|
Просмотров: 1475 | Комментарии: 2
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|